Установка бордюров своими руками

Технологические особенности монтажа

Технология для установки бордюров на дорожке сравнительно проста. Однако надо знать ряд нюансов, чтобы установить бордюры правильно. В этом случае укладка бордюрного камня будет выполнена быстро и качественно.

Прежде чем начать укладывать, надо подсчитать, сколько бордюрных элементов потребуется для оформления дорожек в саду. Расход напрямую зависит от размера поребриков. В большинстве случае пропорции у изделий стандартные, но длина и ширина отличаются.

Материала должно быть достаточно

Разметка

Установка поребрика начинается с разметки территории. Для этого выставляем колышки по периметру зоны и закрепляем на них веревку. Обязательно надо проконтролировать положение шпагата относительно поверхности тротуара. Неправильно выставленный шнур приведет к тому, что установка поребриков будет выполнена с большим уклоном.

Установка садового бордюра на раствор обязательна. Стоит использовать состав, обладающий достаточной прочностью. В среднем установка бортового камня производится таким образом, чтобы на каждый погонный метр приходилось ведро состава.

При формировании плиточного покрытия не следует стремиться к идеальному выравниванию поверхности, как это производится в случае оформления пола. Монтаж выполняется таким образом, чтобы:

  • при установке камня копировались имеющиеся перепады местности по высоте с формированием нужного уклона;
  • были предусмотрены продольные уклоны на узеньких тропинках, а на широких – еще и поперечные;
  • были обустроены ливневки и точечные дождеприемники для приема атмосферных осадков.

После выполнения разметки выполняют устройство самого контура. Камни выкладывают таким образом, чтобы они были на одном уровне с основным покрытием. В ряде случаев, если проектная документация позволяет, элементы кладут таким образом, чтобы они были выше.

Выставление камня

Подготовка основы

Установка на грунт тротуарного бордюра запрещена. Перегнившая органика неизбежно приведет к тому, что сделанный контур начнет проседать

Чтобы этого не произошло, важно знать, как правильно класть садовый камень. Для этого удаляется весь плодородный слой. Глубина котлована должна быть больше толщины плиток, которые планируется выложить, но меньше высоты бордюра

Глубина котлована должна быть больше толщины плиток, которые планируется выложить, но меньше высоты бордюра.

Устройство основания выполняется в такой последовательности:

  • Углубляют котлован по периметру под размер бордюра. Чтобы облегчить процесс укладки бордюра, канавку желательно сделать вдвое шире;
  • Формируют слой песка или щебня, если участок достаточно влажный;
  • Уплотняют нерудный материал;
  • Укладывают тротуарный камень.

Установка

Поребрик легко перенести своими руками. Классическая технология включает:

  • Распределение раствора по основе. Используемое количество должно позволять зафиксировать 2 – 3 элемента.
  • Устройство камня. Если есть замок, соединяют два соседних элемента. С помощью резиновой киянки обеспечивается нужное пространственное положение каждого изделия.
  • Чтобы камень был надежно зафиксирован, изнутри и снаружи наносится дополнительный объем раствора.

Как сделать, чтобы камни располагались по прямой? При укладке следует ориентироваться на шнур. Для подгонки выложенных изделий используют специальный инструмент, который не позволит повредить поверхность.

Фиксация элементов

Таким образом, установка бордюра для тротуарной плитки своими руками выполняется многими. Достаточно простая технология укладки позволяет установить поребрик даже тем, кто практически не имеет отношения к строительной отрасли. Имея в наличии бордюрные камни нужного размера и формы, а также ряд других материалов, можно смело браться за работу. Зная, как класть усиливающий контур, можно достаточно легко выполнить весь объем работ

Особое внимание следует уделить этапу подготовки основания, а также фиксации элементов

Средняя оценка

оценок более 0

Поделиться ссылкой

Особенности установки

Можно представить, что вы планируете окаймлять участок вокруг жилого дома бордюром. При этом можно дополнить грядки специальной лентой. С помощью бордюра создается контур, который прослужит долгие годы. На дороге этот атрибут и вовсе является необходимым, так как обозначает границу проезжей части и разделяет зоны. Бетонные бортовые камни служат достаточно долго, им не страшны даже наезды автомобиля.

А вот на участке около дома можно использовать более простой вариант, который представляет собой изделие меньшей высоты и ширины. Установка бордюров вокруг дома должна сопровождаться с помощью товарищей, ведь самостоятельно поднять тяжелый камень будет сложно. Но на внутренней части участка они не нужны, ведь это лишь утяжеляет дизайн. Лучше для этого предпочесть бордюры, которые отличаются меньшей высотой и шириной.

Для разделения и обозначения грядок используется бордюрная лента, с ее монтажом справиться ещё проще, заняться работами можно и в одиночку. Какими бы манипуляциями вы ни занимались, принцип проведения работ остается одинаковым, поэтому следует рассмотреть лишь общую схему, тогда как в каждом отдельном случае вы сможете адаптироваться самостоятельно.

Основные различия в характеристиках

Разделительный элемент называют бортовым камнем. Этот материал делят на 3 вида в зависимости от сферы использования:

  • дорожный – для обрамления проезжей части;
  • тротуарный – для окаймления пешеходных зон;
  • декоративный – для обрамления клумб и других элементов ландшафтного дизайна.

Есть отличия и в размерах. Самые большие камни используются для отделения проезжей части от других зон. У них важная функциональная задача. Дорожный камень защищает покрытие от быстрого износа и пешеходов от наезда автомобилей. Другими словами, такая конструкция должна иметь возможность затормозить машину, которая может вылететь на тротуар.

Материал для обрамления пешеходных зон менее габаритный. Он нужен для уменьшения износа вымощенного плиткой участка. А также конструкция предотвращает разрастание растений. Иногда тротуарный камень даже заменяют декоративным и наоборот. Последний вид конструкции используется исключительно для ограждения и дополнительного украшения предметов ландшафтного дизайна.

Поребрик различается в зависимости от формы верхнего ребра. Оно бывает:

  • квадратное (под прямым углом);
  • наклонное под определенным углом;
  • округлое с 1 или 2 сторон;
  • D–образное;
  • с плавными или резкими границами наподобие волны.

Бордюр обычно имеет высоту в диапазоне 20–30 см, ширина зависит от сферы использования и колеблется в пределах 3–18 см. Поребрик обычно имеет длину 50 или 100 см. Иногда камни ломают перед установкой, чтобы получить мелкие элементы. Размер напрямую зависит от того, где будет устанавливаться материал. Разные блоки используются в зависимости от способа монтажа, вручную или с техникой.

Бордюр и поребрик могут быть изготовлены из материала любого цвета и с различными свойствами. Это будет напрямую влиять на характеристики и сферу использования. Самых популярных вариантов несколько.

Гранит. Материал имеет широкую цветовую палитру и относится к классу элитных. Обычно применяется в скверах и парковых зонах. А также такие камни приобретают для частных особняков.

Технология производства бетонных плит может отличаться, но всегда соответствует ГОСТу. Предусмотрено 2 варианта.

  • Вибролитье. Так делают прочные камни, при изготовлении материал получает мелкопористую структуру. Бетонные плиты получаются правильной формы и размера. Верхняя часть всегда имеет облицовочную и внутреннюю стороны.
  • Вибропрессовка. Камни получаются менее опрятными, могут иметь сколы и небольшие трещины. Внутри образуются пустоты, из-за этого материал более подвержен внешним воздействиям и имеет низкую прочность. Единственным преимуществом можно считать небольшую стоимость таких изделий.

Бордюр и поребрик могут быть изготовлены путем вибролитья или вибропрессования. Любой бортовой камень имеет 1 из 3 маркировок.

  • БкР – форма имеет радиус. Применяется для дорожного полотна на поворотах.
  • БкУ – форма предназначена для обрамления пешеходных и велосипедных зон.
  • БкК – особая конусовидная форма.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра

Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)

Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть. Устройство бетонной подушки.  Как приготовить раствор для установки бордюров?  1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды

Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня.  Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром

Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Технология демонтажных работ

Чтобы демонтировать камень, нужно использовать такие виды инструмента:

  • Штык-лопата;
  • Дисковой грунторез;
  • Лом или перфоратор;
  • Строительные ремни.

Чтобы удалить старые ограждения, необходимо:

  1. С помощью штык-лопаты сделать окоп от бордюра, со стороны обочины, примерно на 20-30 см в ширину и на 5-10 см глубже, чем его нижняя часть.
  2. С другой стороны, внешней, дорожное покрытие прорезается дисковым грунторезом. Прорезание делается параллельно оградки, на расстоянии 10-20 см. Чтобы вытащить камень из земли, нужно, чтобы глубина прорези была идентична глубине посадки бордюра.
  3. Вместе с камнем удаляется и отрезанное дорожное покрытие.
  4. С помощью строительных ремней камень надежно фиксируется и убирается в сторону.
  5. По завершению демонтажа всех элементов можно переходить к укладке нового ограждения.

Если бордюр был установлен на бетонное основание, то, чтобы выбить его демонтаж, используют лом или перфоратор.

Особенности проведения демонтажа

Основание для бордюра является важным не только для прочности и надежности будущей конструкции, но и определяет сложность демонтажных работ. Бордюрный камень может быть установлен на:

  1. Щебеночное основание. На дно котлована засыпается слой песка (примерно 2-5 см). Песок заливается водой и тщательно утрамбовывается. Дальше засыпается мелкий щебень и устанавливается ограждающий камень. Такое основание позволяет демонтировать бордюр без специальной техники.
  2. Цементно-песчаную основу. На дно котлована заливается цементно-песчаная смесь, которая образует прочную основу. Для монтажа камня с такой основой может потребоваться специальный инструмент или техника.

Установка бортовых камней

Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или
тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.

При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к
месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном
состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя),
выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее
уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте:
на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня
не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в
сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по
линии и устанавливают на место.

С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего
автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не
устанавливают.

Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм)
пользуются фиксатором зазоров — Г-образным стальным шаблоном, который
накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают
так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.

После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их
окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном
слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…

Читать далее

Основание под установку камня

Для устройства щебеночного основания, на дно траншеи насыпают 3-5 см песка, который проливают водой и трамбуют. Далее, на этот слой песка ровным слоем насыпается щебень мелкой фракции.

Его также трамбуют, а затем уже на эту основу устанавливают бордюрные камни. Такая технология подготовки основания является самой простой и недорогой. Однако применять ее рекомендуется только для тротуарных дорожек и ограждения садовых насаждений.

Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.

Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.

В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.

Укладка дорожного бордюра

Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.

  1. Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см. Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода). На основание накладывается раствор. Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты. Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.

Видео про распил дорожного бордюра под углом

Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.

Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.

Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

1.2. Показатели производительности труда:

№ п/п Наименование показателей Единица измерения Величина показателей
по ЕНиР по карте
1. Выработка на 1 чел.-день м 12,9 13,3
2. Затраты труда на устройство 1 м бортовых камней чел.-час 0,62 0,60

Примечание:

В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 3 % достигается в результате использования методов и приемов труда, рекомендуемых в карте.

Бордюр дорожный

Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании , с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности

Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

Таким образом, согласно данному ГОСТу, верх бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), то есть выглядит он точь-в-точь как край любого тротуара.

Вы также можете посмотреть следующие разделы

  1. Исходные компоненты
  2. Технология
  3. О нашей марке «Вибромастер»
  4. Полезные статьи
  5. ГОСТы
Оцените статью
О полах
Добавить комментарий